• Киселёв Александр Николаевич, протопресвитер

    2021.06.16 Москва. Донское кладбище

    2021.06.16 Москва. Донское кладбище

    Протопресвитер Александр Киселёв - Александр Николаевич Киселёв - родился 7 октября 1909 г. в имении Каменка Осташковского уезд Тверской губернии в семье чиновника. Русский.

    Отец — Николай Александрович Киселёв , государственный служащий.

    Мать — Анастасия Владимировна Киселёв , урождённая княжна Шаховская.

    • 1918 г. - семья переехала в Эстонию, спасаясь от смуты
    • Учился в гимназии, принимал участие в работе скаутской организации, затем стал активным деятелем Русского студенческого христианского движения (РСХД). Позднее вспоминал, что
    • встретил в Движении людей, полных знания проверенного на вековом опыте Православия, людей, глубоко знающих нашу русскую культуру, людей жертвенных, отдающих свои силы на то, чтобы наша молодежь осознавала себя не на словах, а на деле, на своем жертвенном жизненном опыте, в чем заключается подлинная жизнь в Православии. Не видимость, не внешность, а внутренняя сущность его, проросшая в нас как Слово, дело и помышление.
    • Окончил Рижскую духовную семинарию, был рукоположен во диакона, затем во иерея митрополитом Александром (Паулусом), первоиерархом ЭАПЦ.
    • В 1933—1938 был настоятелем Нарвской крепостной церкви Успения Божией Матери.
    • С 1934, одновременно, был редактором апологетического листка «Миссионерские Заметки».
    • С 1935 также был представителем при церковной организации РСХД в Эстонии, участвовал в работе съезда движения во Франции. В 1935—1940 — ответственный редактор и издатель религиозно-культурной газеты РСХД «Путь жизни» (город Печоры, Эстония) (1935—1940).
    • С 1936 — председатель миссионерского общества «Православный Миссионер», организовывал паломничества на Валаам.
    • С 1938 — настоятель Коппельской Николаевской церкви в Таллине. В это время диаконом в Николаевской церкви был Михаил Ридигер, а его сын Алексей (будущий Патриарх Алексий II) прислуживал в алтаре храма. С 1939, одновременно, о. Александр был товарищем председателя церковной организации «Общество содействия дошкольному воспитанию».
    • После ликвидации независимости Эстонии уехал в Германию вместе с прибалтийскими немцами. Служил в соборе св. Владимира в Берлине, настоятелем которого был архимандрит Иоанн (Шаховской), будущий архиепископ. После начала Великой Отечественной войны занимался пастырской деятельностью в лагерях для советских военнопленных, распространял среди узников православную литературу, организовал помощь вещами и продуктами. Позднее вспоминал: "Сколько заботы и любви вкладывали прихожане в помощь этим несчастным. Собирали старую одежду — стирали, перешивали. Особенно трудно было с едой, ибо её было очень мало у всех. Покупать на чёрном рынке из-за высокой цены было невозможно. Выручал чеснок — немцы его не любят. Сытому трудно понять, но в те времена ломоть хлеба, головка чеснока спасали подчас человеку жизнь."
    • В феврале — августе 1942 гг. временно исполнял обязанности настоятеля Свято-Николаевского прихода в Брюсселе.
    • С августа 1942 — и. д. ключаря кафедрального Воскресенского собора города Берлина.
    • С мая 1944 вновь служил в храме святого Владимира в Берлине. Принял активное участие в организации Русской освободительной армии генерала А. А. Власова, был вице-президентом Общества «Народная Помощь» при КОНР (Комитет освобождения народов России) для оказания социальной помощи семьям чинов РОА. Руководил духовенством Вооружённых сил КОНР). Был близок к Власову, спустя много лет после окончания войны написал воспоминания о нём под названием «Облик генерала А. А. Власова». Считал, что
    • во время Второй мировой войны власовское движение было естественным продолжением борьбы русского народа с большевиками. Вместе с тем, свидетельствовал, что Власов не вёл церковной жизни православного христианина: не исповедовался и не причащался, отрицал, что был духовником Власова.
    • В 1945 году служил в походной церкви при первой офицерской школе (Русской освободительной армии) в Мюнзингене (Бавария). После окончания войны избежал выдачи в СССР как «старый эмигрант», жил в Мюнхене, где организовал Дом «Милосердный Самарянин», в котором, кроме домового храма во имя преподобного Серафима Саровского, действовали гимназия, медицинская лаборатория, школа сестер милосердия, издательство, отдел социальной помощи и т. п. В Доме работали молодёжные православные кружки, читались лекции на различные темы из области православной культуры.
    • С 1946 — протоиерей. В 1948 году отказался от назначения в Касабланку.
    • В 1949 году переехал в США, был секретарём епископа Иоанна (Шаховского), организовал РСХД в Нью-Йорке. В этот период находился в юрисдикции Американской митрополии.
    • С 1949 года — настоятель Свято-Троицкой Асторийской церкви в Нью-Йорке. В 1950 года основал Свято-Серафимовский фонд, занимавшийся собиранием и сохранением русского культурного наследия. С 1951 года — основатель и настоятель храма в Нью-Йорке на западной стороне Манхеттена.
    • В 1970 году перешёл в юрисдикцию Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), где был возведён в сан протопресвитера.
    • С 1978 года был председателем Комиссии РПЦЗ по проведению празднования 1000-летия крещения Руси.
    • В 1978 году основал и возглавил журнал «Русское возрождение»
    • Был секретарём предстоятеля РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова).
    • Был принципиальным сторонником воссоединения Русской Православной Церкви и Русской православной церкви заграницей. В 1980-е его нью-йоркский дом был «местом тайных встреч» иерархов РПЦЗ и Московского Патриархата.
    • Во время своей жизни в США встретился с Преосвященным Алексием (Ридигером), будущим Патриархом, который позднее вспоминал об этой встрече: "С отцом Александром я был знаком с юных лет, когда мальчиком помогал ему на богослужениях. Потом судьба его сложилась непросто. В конце войны он уехал из Эстонии. Ни я, ни мои родители ничего о нём не слышали. И вот однажды, когда, будучи уже архиереем, я оказался в служебной поездке в Америке, мне в гостиницу вдруг позвонил отец Александр и пригласил к себе в церковь. Встреча была очень трогательной. Обнялись, расцеловались… На какое-то время онемели. А потом погрузились в щемящие для каждого общие воспоминания: я — о детстве, он — о родине. С тех пор общение не прерывали."
    • В 1991 году вместе с женой вернулся в Россию.
    • Выступил за вхождение РПЦЗ в юрисдикцию Московского Патриархата; вступил в евхаристическое общение с Патриархом Алексием II, ввиду чего был запрещён в священнослужении митрополитом Виталием — окончательно (вторично) 9 декабря 1991 г. (за отказ обещать не принимать благословения от Патриарха Алексия II).
    • Жил в в Донском монастыре Москвы, служил в храмах Московского Патриархата, основал кружок имени преподобного Серафима Саровского.
    • С 1994 года по благословению Патриарха Алексия II журнал «Русское возрождение» стал печататься и в России.
    • В 1998 году передал в дар храму святой мученицы Татианы Московского государственного университета иконостас, ранее находившийся в домовой церкви в Нью-Йорке.
    • В 1999 году удостоен ордена святителя Иннокентия II степени
    • Умер 3 октября 2001 г. В тот же день Патриарх Алексий II совершил панихиду в Малом соборе Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре, отметив в своём слове, что «на протяжении всего жизненного пути отец Александр был истинным пастырем, пастырем Церкви Христовой». Похоронен в Донском монастыре рядом с супругой.

    Жена — Каллиста Ивановна, урождённая Кельдер (1911-1997). Родилась в семье врача, училась на медицинском факультете Тартуского университета, познакомилась с будущим супругом на съезде Русского студенческого христианского движения. После замужества принимала активное участие во всех церковных начинаниях мужа.

    Сын — Алексей Киселёв, бригадный генерал десанта США