• Рождественское послание митрополита Тверского и Кашинского Амвросия

    Митрополит Амвросий

    Рождественское послание митрополита Тверского и Кашинского Амвросия

    Рожден от Адамова состава
    и дан верным Сын, дитя младое,
    но Он же — Отец и Властитель будущего века,
    и зовется Ангелом Великого Совета;
    Он — Бог крепкий
    и все творение держащий в Своей власти.
    (канон Рождеству Христову, творение прп. Косьмы Маюмского, песнь 6).

    Дорогие моему сердцу пастыри и диаконы, благочестивые игумены, игумении, иноки и инокини, боголюбивые миряне! С духовной радостью поздравляю вас с праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!

    Милостию Божией мы вновь собрались в наших храмах и монастырях, чтобы в молитве преклонить колени своего сердца перед яслями с Богомладенцем в Вифлеемской пещере. Рождество Христово снова пришло в нашу жизнь, несмотря на все потрясения, сомнения и страхи, которые пережил мир в году прошедшем. Бог подарил нам возможность вновь разделить друг с другом ликование о рождении Богомладенца и иметь радость общения со Христом в Таинстве Святого Причащения. Бог пришел в этот мир во плоти и даровал нам эту же Плоть и Кровь для вкушения, чтобы мы, причащаясь Ему в Таинстве Евхаристии, становились бессмертными.

    Сын Божий, Божественная Ипостась, Логос Божий — воспринял человеческую природу. С этого самого времени в Нем и только в Нем Божество и человечество, природа Бога и природа человека — соединились, стали связаны друг с другом «неслиянно, нераздельно, неизменно, неразлучно». И с тех пор Божественное и человеческое объединились и имеют общение друг с другом через Ипостась Сына Божьего. Природа Бога и природа человека стали сообщаться друг с другом через воплощение Господа Иисуса Христа. Небо и земля соединились. Бог и человечество примирились.

    Родившись человеком, Бог пришел не в мир благополучия, сытости и спокойствия. Он родился в мире хаоса, неустроенности и разобщенности. Старый мир уже рушился, новый еще не начал проявляться. Изменялись уклады жизни. Вселенная ждала перемен. Во многом то время можно сравнить с нашим временем, ведь мы тоже, особенно в последний год, чувствуем и понимаем, что находимся на границе чего-то нового и небывалого доселе.

    В какой-то мере мы можем и прочувствовать то, что, возможно, чувствовали Дева Мария и Иосиф, отвергнутые людьми, лишенные человеческой любви, в некотором смысле отторгнутые от общества, обретшие себе место лишь среди бессловесных животных, в пещере для скота. Каждый из нас в той или иной мере ощущает отверженность и оставленность в течение жизни. Но в ушедшем году мы все смогли еще лучше понять эти состояния человеческого одиночества, социальной разобщенности и бессилия перед происходящим.

    И все-таки, несмотря на все сложности и лишения, рождественская ночь говорит нам, что Божественная благодать больше, чем любой наш страх, чем любой наш грех. Вопрос величины наших грехов решен на Кресте, ведь уже прежде рождения Господа сказал Ангел Деве Марии: «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:21). А пророк Исаия, за много лет до вифлеемской ночи, сказал, что Спасителя назовут Эммануил, что значит «с нами Бог» (Ис 7:14). Бог пришел в мир, чтобы всегда быть с нами.

    С нами Бог — благовествует рождественская ночь. С нами Бог — и мы больше не одиноки. С нами Бог — в любых испытаниях, когда мы боимся, когда мы больны, разобщены, измучены проблемами и не знаем, что будет завтра. В рождественские дни мы должны вновь вспомнить и набраться уверенности в том, что Христос всегда рядом. Что Он пришел, чтобы вернуть нам надежду, искупить наши грехи, возродить веру нашу, исцелить нас и вложить в уста наши новую песнь. Песнь любви к Богу и людям. И только от нас зависит, станет ли эта песнь гимном нашей жизни.

    Господь наш Иисус Христос родился, жил, пострадал, был убит, воскрес и паки жив. Он пришел в мир, чтобы забрать наше одиночество. Он пришел в мир, чтобы принести примирение, чтобы вернуть мир и радость жизни, бывшие прежде грехопадения. Он пришел в мир и оживил его. Оживил несмотря на приметы того времени, в которое Он родился. Оживляет и несмотря на устрашения дня сегодняшнего: злые новостные потоки, волнения, отчаяние, возмущения народов, убийства и насилия, войны и эпидемии. Весть Рождества Христова не меняется из-за этих обстоятельств, она по-прежнему та же, что и две с лишним тысячи лет: с нами Бог!

    Память о той самой рождественской ночи учит нас нескольким вещам. Во-первых, мы должны понимать, что мир постоянно меняется и меняется далеко не всегда в лучшую сторону. Господь Сам приходит в мир на изломе, на острие истории. И нам следует морально готовить себя к тому, что и привычный нам мир изменится. Возможно, это произойдет в ближайшем будущем. Но это не страшно, потому что с нами Бог.

    Господь порой посылает нам достаточно сложные жизненные моменты, чтобы, пережив их, мы стали готовы к чему-то новому. Чтобы переоткрыли себя заново и открыли себя к новой жизни во Христе. Мы должны переосмыслить свою веру, в том смысле, чтобы обратить внимание на ее величие и красоту, в то время когда мы, может быть, обращали внимание лишь на ее оболочку.

    Во-вторых, Боговоплощение — не только древнее событие, произошедшее в незапамятные времена. Это событие, которое должно происходить в сердцах каждого из нас всегда, каждый день и каждый час. И тем более в благословенные дни Рождества. У древних святых отцов есть мысль о том, что Христос должен родиться в пещере нашего сердца. И, молясь словами молитвы «Царю Небесный», мы именно этого просим. «Прииди и вселися в ны», — призываем мы Бога, Творца мира. На греческом языке этот призыв еще острее, вместо «вселися» в греческом тексте молитвы стоит «скиносон» (σκήνωσον), в русском нет такого же глагола, но буквально это можно перевести как «сотвори Свою скинию» в нас. Скиния в Израиле была местом особого присутствия Бога, единственным возможным местом встречи человека и Творца, своего рода лестницей в небо, вратами, соединяющими земное и небесное.

    И вот что приносит нам Рождество Спасителя: теперь такими вратами к небу, лестницей, скинией Божественного присутствия становится не просто какое-то место на земле, но сердце каждого из нас. Место встречи с Богом отныне — во мне и в вас. Мы просим Бога, чтобы Он жил в такой скинии. И в этом смысле рождественская песнь «С нами Бог» обретает еще одно значение и новое измерение. Да, нам кажется, что наши сердечные скинии гораздо менее достойны Божественного внимания. Но ведь Он Сам решил родиться в бедной пещере вместе со скотом. Не в золоченом Иерусалимском храме или дворцах первосвященников иудейских. Он Сам хочет быть в наших сердцах. Пусть даже они и бедны, и не украшены добродетелями, убоги и холодны.

    И наконец, Рождество Христово — это великий урок любви. Место встречи человека и Бога — наше сердце. Но еще у нас есть Церковь — место, где мы едины с Господом в особенном смысле. Ведь воплощение Бога в мире — не просто способ, предпринятый Богом для того, чтобы соединить Себя с человечеством. Слово стало плотью. Человеческое тело Христа исполнено Его Божеством. Как хлеб и вино, которые мы приносим Ему в дар, наполнены Его присутствием и Божеством. И мы, причащаясь Ему, соединяясь с Ним, — становимся в некотором смысле продолжением воплощенного Христа в этом мире. Ведь быть Церковью — значит быть Телом Христа. А значит — и быть продолжением Его воплощенного присутствия в мире. И быть там, где Христос был бы. Там, где страдание, скорбь, болезни, — чтобы сострадать и утешать. Там, где тьма, — чтобы быть светом. Там, где обмирщение и забвение о духовном, — чтобы возвещать тайну Бога. Там, где грех, — чтобы сражаться и преодолевать.

    «С нами Бог!» — сегодня возвещаем мы с радостью. И пусть эта радость будет продолжением нашей жизни, жизни с Богом, воплотившимся ныне в пещере Вифлеемской, повитым пеленами, согретым дыханием бессловесных тварей. Пусть радость о родившемся Спасителе мира пребудет в эти дни со всеми вами.

    С молитвой о всех вас, дорогие мои, и с благословением

    Амвросий, митрополит Тверской и Кашинский, глава Тверской митрополии

    лето от Рождества по плоти Господа Иисуса Христа 2021-е

    Reply Follow