• ​Басов Владимир Павлович, актёр


    Владимир Павлович Басов родился 28 июля 1923 года в г. Уразове Курской области.


    Басов рассказывал: «Меня мама родила, можно сказать, проездом - в городе Уразове. Потом вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы на Турксибе и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии, и в конце концов мы с мамой приехали в Мары, что недалеко от Кушки, самой южной точки Советского Союза. Отец служил на границе, мать заведовала коммуной для детей военнослужащих. В семь лет я пошел в школу, но мне там показалось неинтересно - все, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков."


    • Басов: "В 31-м году, после трагической смерти отца, мы переехали к дяде, в город Железнодорожный по Нижегородской дороге, и я стал ходить сразу в третий класс, миновав первый и второй. Вскоре маму назначили секретарем редакции районной газеты в Калининской области, и свой четвертый класс я закончил в Кашине. Летом загостился у тетки под Сухуми - так понравилось, что решил там остаться на весь пятый год, а потом еще и шестой прихватил. В селе Александрово Горьковской области закончен был седьмой класс - мама снова стала книгоношей. Ну а потом Москва - десятилетка, а вечерами Художественное училище имени 1905 года…»
    • Летом 1941 года Басов пришёл во ВГИК, чтобы узнать правила приёма в это учебное заведение. Ему объяснили, какие документы для этого требуются, какие экзамены предстоит преодолеть. Басов ушёл уверенный в том, что обязательно поступит. Но в его планы вмешалась война.
    • Ушел на фронт в 1942 году и закончил войну в звании капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования.
    • В 1947 году Басов вновь пришел во ВГИК и поступил на режиссерский факультет в мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма. На время учебы во ВГИКе приходится его первая женитьба на Розе Макагоновой, с которой Басов познакомился в институте. Розу он и снимет в главной роли в своем режиссерском дебюте. В 1952 году, по окончании ВГИКа, Басов стал штатным режиссером «Мосфильма», и в качестве ассистента режиссера участвовал в съемках фильма «Пржевальский», режиссером которого был его учитель Сергей Юткевич.
    • После съемок своей первой картины «Школа мужества» Владимир Басов получил «зеленый свет» в кинематографе и снимал картины одну за другой: «Крушение эмирата», «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Случай на шахте восемь», «Жизнь прошла мимо», «Золотой дом». На съемках «Случая на шахте восемь» Басов знакомится с Натальей Фатеевой, которая становится его второй супругой.
    • В 1960 году Владимир Басов снял фильм «Битва в пути» с Михаилом Ульяновым и Натальей Фатеевой в главных ролях. Фильм занял 6-е место в прокате, о нем похвально отозвалось большинство критиков. Наталья Фатеева вспоминала: «Роман «Битва в пути» был написан в период оттепели. Пока Владимир Павлович начинал эту работу, в жизни нашей страны очень многое изменилось. Началось время, как тогда называли, завинчивания гаек. К концу съемок фильма этот процесс уже созрел. Картину курировала Екатерина Алексеевна Фурцева. Каждый четверг она приезжала просматривать материал, который монтировался и доснимался. Помните, что у Бахирева были большие проблемы в личной жизни? У него – главного инженера завода – любовь не к семье, не к жене, проблемы с женой. Это вообще было недопустимо. Напрочь запретили намеки на какие- то отношения Тины и Бахирева. Картина претерпела очень большие изменения. То, что связано с душевной жизнью, интимной жизнью ушло из фильма, и поэтому я даже озвучивала этот фильм без всякого энтузиазма. Мне было так это неинтересно и так больно, поэтому я эту картину, честно говоря, просто не выношу. Фильм этот пользовался невероятным успехом в нашей стране, а когда мы были в ГДР, это вообще было что-то фантастическое. Мне даже было стыдно, потому что мне казалось, что мы сняли «Броненосец Потемкин».
    • Расставание Басова и Фатеевой произошло после того, как Владимир Басов увидел Валентину Титову на съемках фильма «Метель», и влюбился в нее.
    • Александр Басов (сын Владимира Басова) рассказывал: «Я видел ВП (это было его домашнее прозвище) и в угрюмом состоянии. Он лежал, вздыхал, курил… Но продолжалось это недолго. Он умел заряжаться от ерунды. Кстати, мог стать счастливым от того, что сделал кому-то добро. Однажды я спросил его: «Пап, зачем ты помогаешь тому подонку?» А он произнес слова, которые я запомнил на всю жизнь: «Я всегда на стороне слабого». По-моему, оптимальная мораль». Валентина Титова продолжала: «А вот за себя он стеснялся просить. Я помню, еле-еле уговорила его выбить у властей квартиру, — в крошечном кооперативе жить было уже невозможно. Когда он пришел к ним, показал список фильмов, которые снял: «Школа мужества», «Тишина», «Метель», «Случай на шахте № 8», «Щит и меч», «Дни Турбиных», а потом еще сказал, как зовут его жену, они выпучили на него глаза и тут же подписали нужные бумаги на жилье. Мы переехали на улицу Горького в большую квартиру».
    • В 1962 году Басов снял двухсерийную картину «Тишина» по одноименному роману Юрия Бондарева. Актриса Наталья Величко вспоминала: «Очень неожиданно, помню что вечером, раздался звонок - просим приехать в группу «Тишина» для разговора с Басовым. Ну, я, конечно, очень хотела сниматься. Мне было все равно где сниматься – лишь бы сниматься. И когда я вошла к нему, первое впечатление было, сидел такой человек - очень похожий на кинорежиссера. Он очень любил бежевые тона, нарядно одеваться, клетку. И сказал: «Вот тут про вас все хорошо говорят, я очень спешу, мы уже снимаем давно картину («Тишина» уже шла полным ходом). Давайте сразу, без кинопробы сниматься в фильме. Но я оставляю за собой право заменить вас, если я почувствую, что вы не справляетесь с ролью. Идет?» Я робко ответила, что идет. Я человек скромный. Я никак себя не выдавала. Мне даже казалось, что никто об этом не догадывается, хотя вся группа быстро поняла, что я просто влюблена в Басова. Я по наивности, когда мне нужно было отыграть план с Костей, когда я на него смотрю - любовь – я просила встать Басова. И тут я открывалась, смотрела влюбленными глазами – на экране получалось очень здорово. И Басов потом уже любил повторять «А ну-ка, поди-ка, посвети глазками». В Париже, кстати, именно фильмом «Тишина» открывалась декада советского кино. И видимо был даже такой замысел политический: акцент был сделан на него. Хотя мы привезли тогда «Гамлета», «Чужую родню». То есть «Тишина» был даже политически заявленным фильмом, но европейцы тогда ничего этого не поняли. Для них это были какие-то тонкости, глубоко наши проблемы».
    • Снятый Басовым фильм «Щит и меч» вышел на экраны страны в 1968 году и с первых же дней стал лидером проката: четыре его серии заняли 1-4-е места, собрав на своих просмотрах соответственно - 68, 66, 47 и 47 млн зрителей. Владимир Басов рассказывал: «Мне бы сказали – у тебя не будет ничего: не будет декораций, бракованная пленка; любитель - не очень много налетавший кинокилометров - за аппаратом – человек, который будет снимать. Но у тебя будет полная возможность поработать с актерами, которых ты любишь, пульс в пульс, создать магнитное поле вокруг себя, заразить этим магнитным полем исполнителя или исполнительницу, и потом, даст Бог, чтобы он перенес это зрителю. Я скажу: «Я согласен на всё».
    • В 1964 году в послужном списке Басова появилась эпизодическая, но довольно яркая роль в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Актер Евгений Стеблов рассказывал: «Артист, который должен был играть эту роль, заболел, и его нужно было срочно заменить. Режиссер Владимир Басов, который тогда озвучивал свою картину, в этот момент случайно проходил по тон-студии. Данелия уговорил его выручить нас и сняться в этом эпизоде. Так в нашем кинематографе появился блестящий актер».
    • Как актёр кино Владимир Басов дебютировал в своём фильме «Школа мужества» в 1954 году, после чего снялся более чем в 80 фильмах. На счету Владимира Басова были роли в картинах «Преступление и наказание», «Бег», «Приключения Буратино», «По семейным обстоятельствам».
    • Спустя 14 лет брак Басова и Титовой распался.

    • Свою славу Володя заработал тяжким трудом. Например, когда писал сценарий, ничего не ел, курил и пил черный кофе. И так — месяца два. А потом съедал кастрюлю щей. Алкоголь был для него, наверное, каким-то выходом».
    • Владимир Басов боролся за свое счастье, как мог. После развода Моссовет отказал им в размене квартиры, так как Басов написал заявление, что супруги примирились и ничего разменивать не будут. Тогда Титова ушла из квартиры. Басов страдал, объяснял детям: «Не надо, не переезжайте, мама успокоится и вернется к нам». Но Валентина не вернулась. Басов даже начал процесс о лишении материнских прав. Но и это не помогло.
    • С этого момента в жизни Басова начались не самые лучшие дни. После снятых им в 1975 году «Дней Турбиных» он пять лет ничего не снимал. В 1980-м году он снял картину «Факты минувшего дня» и был удостоен Государственной премии СССР. Но в 1983-м году тяжелая болезнь приковала его к постели на полгода. Через год Басов нашел в себе силы приступить к съемкам своей последней картины - экранизации пьесы Пристли «Время и семья Конвей». Это был последний триумф Владимира Басова.
    • Умер 17 сентября 1987 г.

    Премия за лучший воспитательный фильм МКФ в Карловых Варах-54 («Школа мужества»)

    Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди художественных фильмов» за 1964 год

    Лауреат Государственной премии им. братьев Васильевых за роль в фильме «Факты минувшего дня» (1982)

    Народный артист РСФСР (1977)

    Народный артист СССР (1983)

    Государственные награды:

    • Орден Отечественной войны I степени (6 ноября 1985)
    • Медаль «За боевые заслуги» (18 мая 1943)
    • Орден Красной Звезды (1 мая 1945)
    • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
    • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
    • МКФ в Карловых Варах (1954, Премия за лучший воспитательный фильм, «Школа мужества»
    • ВК (1964, Первый приз среди художественных фильмов, фильм «Тишина»)
    • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)

    Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1982) — за фильм «Факты минувшего дня»

    Народный артист СССР (14 октября 1983)

    Заслуженный деятель искусств РСФСР (17 марта 1964)


    Ответить Подписаться