• Пасхальное послание митрополита Тверского и Кашинского Виктора


    Воскресение Христово. Миниатюра рукописи из афонского монастыря Ивирон. XIII век.

    Пасхальное послание митрополита Тверского и Кашинского Виктора клиру, монашествующим и мирянам Тверской и Кашинской епархии

    Ныне вся исполнишася света,
    небо же и земля и преисподняя…
    Тропарь 3-й песни Пасхального Канона
    Возлюбленные о Воскресшем Господе
    всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
    С великой радостью обращаюсь в этот день ко всем вам с благодатными, полными жизни, прекрасными словами Пасхального приветствия:
    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
    Празднуя Воскресение Христово, мы празднуем спасение всего человечества от власти дьявола, избавление от греха, проклятия и смерти, разрушение средостений в отношениях Бога с человеком. Недаром Пасху называют «Праздником праздников». Рассуждая о Святой Пасхе, святитель Григорий Богослов утверждает, что она «превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды». Сегодня все мы, вместе с женами-мироносицами и святыми апостолами, мысленно стоим у гроба, где было положено Тело Спасителя, и не понимаем, куда исчезло Пречистое Тело. Мы видим, как Мария Магдалина, восклицает: «унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20,13). И вместе с ней слышим слова ангела: «Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16,6).
    Почему же ближайшие ученики Христа, видевшие Его чудеса и слышавшие Его мудрые слова, не сразу поверили в то, что Христос Воскрес? Потому что апостолы еще не полностью освободились от плена стереотипных взглядов своих соотечественников, ожидавших земного царя, а не Небесного Спасителя. В подтверждение этого можно привести слова учеников Христовых Луки и Клеопы, которые, встретив на пути в Эммаус Воскресшего Спасителя, не узнали его, и посетовали: «а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. (Лк. 24. 21).
    В первый же день после Своего Воскресения Спаситель сказал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Но для того, чтобы апостолы выполнили определенную их Божественным учителем миссию предстоящей Вселенской проповеди, нужно было освободить их из плена стереотипных взглядов соотечественников. Для этого Спасителю потребовались неоднократные встречи и беседы в течение сорока дней после Его Светлого Воскресения.
    Апостолы, как и все, живущие на земле, знали, что любая жизнь заканчивается смертью. И этот закон, пришедший в наш мир вместе с грехом прародителей, казался им незыблемым и вечным. Но Воскресение Сына Божьего опровергает все земные законы. Потому что Бог сильнее смерти, сильнее зла, для Его любви к человечеству теперь нет никаких преград. И, вслед за святым апостолом Павлом, все мы сегодня восклицаем: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа»? (1 Кор. 15,55). Отныне смерть перестает быть для человека страшной бездной, «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4,14). Именно так Крест Христов из орудия позорной казни становится знаком победы над смертью. А наша жизнь приобретает смысл. По слову преподобного Амвросия Оптинского, «Настоящая жизнь есть ничто иное, как приготовление к жизни будущей».
    К великому сожалению, за две тысячи лет христианской проповеди, человечество так и не прониклось в полной мере пониманием земной человеческой жизни как приготовления к жизни вечной, понимания того, что земная жизнь есть период перехода в Царствие небесное. Господь советует своим последователям: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Но современное общество по-прежнему считает земное наше существование чем-то самодостаточным. Наука и медицина бьются над тем, чтобы человек жил как можно дольше и уход из земной жизни был для него безболезненным. Сами же люди нередко всю свою жизнь посвящают накоплению богатства – не духовного, а материального. Словно не слышит человек слов Спасителя, который говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 16, 19-21).
    В этом году мы празднуем особую дату – 745–летие образования Тверской епархии. Взирая на опыт наших предков – земляков, чей жизненный путь был озарен сиянием святости, мы можем явственно видеть, к чему должна быть направлена наша жизнь. Пусть же сегодняшний праздник Светлого Христова Воскресения станет для всех нас еще одним указанием, что современное общество, подобно апостолам Луке и Клеопе, не избавилось от стереотипных взглядов строительства земного рая здесь, на земле. Пусть наша собственная жизнь, жизнь православных христиан, станет примером для тех людей, которые еще только ищут свою дорогу к храму. Пусть этот праздник вдохновляет нас на добрые дела во имя Христово, на благо наших ближних. И пусть, как гордое знамя победы Христа над смертью, звучат сегодня победные слова:
    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
    А мы на эти победные слова будем свидетельствовать:
    ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
    Митрополит Тверской и Кашинской ВИКТОР
    Воскресение Христово
    Тверь. 2016 год
    Ответить Подписаться