• Археологи впервые нашли в Центральной России – на месте раскопок Тверского кремля - фреску послемонгольского периода



    Ученые Института археологии РАН впервые обнаружили фрески, относящиеся к самой «темной» эпохи в истории Северо-Восточной Руси: концу XIII века. Стиль фресок и найденных вместе с ними фрагментов каменной резьбы указывает, что их авторы не просто наследники мастеров Византии – они хорошо знакомы с позднероманской белокаменной резьбой Владимиро-Суздальского княжества и готическим стилем живописи. Ближайшие «родственники» фресок – росписи псковского Снетогорского монастыря (1314 года). Отряд экспедиции ИА РАН под руководством Леонида Беляева с 2012 года ведет раскопки на месте древнего Спасо-Преображенского собора, построенного в Тверском кремле в 1285–1290 годах. Это первый каменный городской собор Северо-Восточной Руси, построенный после монгольского нашествия. В этом сезоне ученым удалось обнаружить, в частности, кусочек фресковой росписи 1293 года - первый образец послемонгольской росписи в центральной Руси. Это уникальная и первая в своем роде находка из этой эпохи, отмечает Беляев. – Этот маленький лик – абсолютная бомба с точки зрения истории искусства. Потому что мы, наконец, можем увидеть, как выглядело хотя бы одно монументальное живописное произведение в послемонгольской Руси XIII века. У нас не было вообще ничего за, примерно, 70-75 лет, с конца 1220-х – 1230-х годов. Встречались отдельные фрагменты, но ни одного целого архитектурного памятника, а главное – ни кусочка резьбы или фрески в центральной России, которая была бы создана после монголов и, в сущности, до конца XIV века, – говорит ученый. Особенно важно то, отмечает Беляев, что находка сделана в одном из самых важных центров того периода истории, в Тверском княжестве – признанном центре Северо-Восточной Руси, с которым Москва на рубеже XIII–XIV веков еще не могла соперничать. Само место Спасо-Преображенского собора – одна из святынь России. Здесь в эпоху расцвета Твери и в годы ее ожесточенного соперничества с Москвой погребали князей и епископов города. Прежде всего – ктиторов храма: епископа Симеон, князя Михаил Ярославич, его мать Ксению. Сюда же в 1319 году положат тела князя Михаила Ярославича, привезенное из Орды через Москву, а затем и отомстившего за него сына Дмитрия Грозные Очи (казнен в Орде в 1325 года). Археологические исследования на месте собора требуют большой тщательности: от древних зданий осталось очень мало, в 1690-х годах собор сменили на большой новый храм, разрушенный в советский период. Фундамент XIII века уничтожали по меньшей мере дважды, повредив все культурные слои и даже песчаный материк, в котором выкопаны рвы. Собор был белокаменным, но до нас дошло не более пяти кубометров тесаных блоков и единичные резные детали. Это мелкие камни с резьбой абстрактного (плетенки разных типов), растительного и анималистического характера. Собрано более 1 тысячи керамических плиток от полов. Помимо этого, археологи обнаружили исключительно интересное кладбище в центральной и восточной части собора: хоронить на нем начали задолго до постройки каменного храма. Находки в захоронениях могут датироваться XII–XIII веком. Это проволочные перстнеобразные височные кольца, стеклянные бусы, бронзовые пуговицы, налобные венчики из тканей (в том числе с золотым шитьем). В восточной части раскопа, за пределами собора конца XIII века, обнаружены подвалы двух деревянных построек XVI–XVII века. Здесь найдены несколько тысяч предметов, среди них монеты (маленькие и большие медные пулы тверские и московские, серебряные денги Ивана IV, двойной денарий короля Сигизмунда III Вазы, клад серебряных монет начала XVII века в керамическом сосуде), бронзовые украшения (перстни, браслеты, бубенчики, привески и пр.), металлические нательные кресты, целый бронзовый энколпион.
    Лариса
    Ответить Подписаться